Спектакль «Я счастлива, счастлива, счастлива...»

Постановка Сергей Морозов, 2007 год.

Народная артистка России Любовь Лушечкина вспоминает:

Трудно поверить, но на бескрайних просторах России еще в 90-х годах не существовало ни одного театра имени великого Достоевского. Первым театром в стране, взявшим имя гениального писателя в год его 175-летия, стал наш, Новгородский областной театр драмы.

Тема Достоевского в театре по-настоящему прижилась. Новгородская труппа пробовала и "Преступление и наказание", и "Дядюшкин сон", и "Крокодил", и "Вертеп". Неожиданно появилась и побочная, "околодостоевская" тема. Спектакль "Я счастлива, счастлива, счастлива!..." был поставлен Сергеем Морозовым к X Международному театральному фестивалю Достоевского в Старой Руссе.

Действие разворачивалось на малой сцене, а этот формат позволяет актерам опробовать иные способы существования. Пьеса Сергея Белова и Евгения Белодубровского "Я была счастлива, счастлива, счастлива!..." - это, в сущности, монопьеса, написанная для одной актрисы, исполнительницы роли Анны Григорьевны Достоевской.

Театральное же действие держится на конфликте, оно должно происходить, а не пересказываться.Так в спектакле появился еще один исполнитель - Некто, который оппонирует Анне Григорьевне. Еще точнее - ее альтер-эго. В программке так и написано: действующие лица - Анна Григорьевна Достоевская, исполнители - Любовь Лушечкина, Анатолий Устинов.

Оба исполнителя говорят исключительно словами из дневника Анны Григорьевны, иногда словами из писем Федора Михайловича. Обе воплощенных части души от противоречий периодически переходят к полному согласию.

По самым высоким вехам в течение часа прослеживается вся жизнь Анны Григорьевны. И на всех этапах мучительно решается вопрос: - была ли счастлива прожившая с гением обыкновенная женщина? Ведь Федор Михайлович - не только гениальный писатель, но еще эпилептик, "больной характер", игрок, безденежье, бесконечные тревоги, вечные долги...Возможно ли прожить такую жизнь и быть счастливой?

Очевидно, читатели ждут от меня каких-нибудь откровений. Но разочарую, сама не имею привычки "лезть в душу", и свою редко кому открываю. Актерская кухня - это очень личный момент, который можно сравнить с секретным кодом каждого артиста. Если бы вы знали, из каких, порой, подсознательных вещей рождается образ! Для меня главное "схватить" материал, найти точный ответ на вопрос: для чего я здесь?

Чуть-чуть приоткрою дверку в мир моей Анны Григорьевны. Я представила себе, что Федор Михайлович где-то там, на небесах, а душа Анны Григорьевны, оторвавшаяся от земли, мучается тем, что никак не может с ним соединиться. Потому что ей твердят: "ты просто не могла быть счастлива той жизнью, которую прожила". И каждый раз перед выходом на сцену в этом спектакле, я понимаю - это мой последний шанс...

Заслуженный артист России Анатолий Устинов рассказывает об истории создания спектакля «Я счастлива, счастлива, счастлива!..»

На постановку спектакля оставалась всего неделя (режиссер должен был уезжать). Предстояло решить, кто такой мой персонаж. Текст, который произносил я, был от женского лица, из дневников.Так кто же я? - Понятно, что не Достоевский. Альтернатива, но какая?

Режиссёр, в противовес героине с её «Я счастлива!», дал мне все фрагменты, где описывались как раз «несчастья» Анны Григорьевны, все трудности, выпавшие на её долю. В этом состоял наш спор, наше столкновение. Но не может же это быть просто абстрактной «литературной дуэлью», это сцена, нужен живой персонаж.

В результате долгих размышлений и проб мы пришли к такой концепции. На сцене явлен мир Достоевского, нечто вроде музея, в котором обитает некий дух – Хранитель этого мира. В него приходит очередная восторженная почитательница с привычным «Ах, какое счастье быть рядом с гением!». В ответ на это, выкладывая перед ней страницы дневников, я сразу заставляю её столкнуться с чередой тягот – невыносимо трудных и порой безнадёжных.

Столкнувшись с ними, героиня должна всё бросить и в ужасе бежать из этого виртуального мира. Но эта странная посетительница шаг за шагом принимает на себя все тяготы и упорно твердит: «Я была счастлива!» В конце концов, она доказывает своё право быть в этом мире и остаётся в нём, сменив Хранителя. «Счастье не в “счастье”, а лишь в его достижении!» – говорит в финале героиня…

Необычайно сложный и столь же интересный для исполнения спектакль! Актёрское счастье! Не зря он идёт в нашем театре уже более 12 лет.

Режиссёр-постановщик - Сергей Морозов.
Сценография - Сергей Морозов.
Роспись декораций - Екатерина Чазова, Евгений Никитин.